Д.Стефенсон - идея безопасной рудничной лампы

Техника

Д.Стефенсон - идея безопасной рудничной лампы


Д.Стефенсон пришел к идее безопасной рудничной лампы, в которой пламя помещалось в металлическую трубку, позволявшую горнякам освещать путь и не опасаться внезапных взрывов подземного газа, по аналогии с длинными трубами паровых машин и насосов. П.Забаринский в книге "Стефенсон" (1937) воспроизводит ход рассуждений Стефенсона: "Если, рассуждал он, поместить пламя свечи или лампы в достаточно длинную трубку, то газ, проникающий снизу вместе с воздухом, успеет сгореть, пока дойдет до верхнего края трубки. Ведь яркое пламя, пылающее под котлом "огненных" насосов и паровых машин, не выбирается наружу, а при достаточно высокой трубе редко вылетают даже отдельные искры. Частицы угля успевают сгореть или погаснуть прежде, чем тяга увлечет их до выхода из трубы. То же самое можно попытаться осуществить и с рудничной лампой: достаточно изолировать надлежащим образом пламя от воздуха, содержащего опасную примесь" (П.Забаринский, 1937). Независимо от Стефенсона аналогичную рудничную лампу изобрел великий химик Гемфри Дэви, которому досталась практически вся слава создания эффективного способа спасения человеческих жизней. "Тем не менее, - указывает П.Забаринский, - слава этого важнейшего изобретения, создавшего целую эпоху в развитии техники горного дела, спасшего тысячи людских жизней, принесшего новые выгоды предпринимателям, досталась Дэви. Биограф знаменитого ученого Парис с возмущением писал о притязаниях Стефенсона: "Нельзя поверить, чтобы изобретение столь высокого научного значения, могущее возникнуть только в сокровищнице подлинной науки, осмелились приписывать какому-то машинисту из Киллингворта по имени Стефенсон - личности, не владеющей даже самыми элементарными познаниями в области химии" (П.Забаринский, 1937). Рецепты вкусных тортов




Похожие статьи:

Д.Стефенсон (1813)
Д.Стефенсон (1813) Изобретатель паровоза Д.Стефенсон (1813) независимо от Р.Тревитика пришел к идее рельсового полотна для движения паровоза по аналогии с рельсовыми путями, которые использовались в шахтах для откатки угля. П.Забаринский в электронной версии книги "Стефенсон", которая впервые была опубликована в 1937 году, пишет о том, что Д.Стефенсон наблюдал рельсовые пути еще в детстве: "Еще в раннем детстве Джордж мог видеть рельсовую дорогу, проходившую возле лачуги его отца. На толстые поп ... Читать

Р.Тревитик (1803)
Р.Тревитик (1803)Английский изобретатель Р.Тревитик (1803) пришел к идее паровоза, движущегося по рельсам, по аналогии с конными телегами, перевозившими грузы на рельсовых чугунных дорогах, которые принадлежали богатому владельцу железоделательных заводов Самуэлю Гемфри. П.Забаринский в книге "Стефенсон" (1937) указывает: "После нескольких предварительных опытов Тревитику впервые пришла мысль заняться изобретением парового экипажа для движения по рельсам. Поводом к этому послужило следующее впол ... Читать

Граф Румфорд и Гемфри Дэви
Граф Румфорд и Гемфри ДэвиГраф Румфорд и Гемфри Дэви пришли к идее о том, что тепло есть колебательное движение частичек тела, по аналогии с волновой теорией света, где свет представлен как колебательное движение.

Г.Дэви (1808)
Г.Дэви (1808)Г.Дэви (1808) использовал для выделения кальция из щелочной земли способ подвода к земле электрического тока, пропускаемого через столбик жидкой ртути, по аналогии с таким же способом разложения земель, который до него использовал Берцелиус. Именно он и подсказал Дэви эту методику в одном из своих писем. И.Нечаев в книге "Рассказы об элементах" (1960) повествует: "Была построена новая, еще более мощная батарея - на пятьсот пар пластин.

Пьер Ферма
Пьер ФермаПьер Ферма (1650) пришел к знаменитому принципу наименьшего времени, согласно которому свет движется по пути, на прохождение которого он тратит наименьшее время, по аналогии с принципом кратчайшего пути Герона Александрийского. Идея данного принципа возникла у Ферма, когда он читал книгу по оптике де ла Шамбра.