Кардано (1550)

Техника

Кардано (1550)


Мысль о применении так называемого карданного привода (карданного шарнира, карданной подвески) в различных повозках-экипажах возникла у Кардано (1550) по аналогии с применением похожего механизма для установки компаса на кораблях. Указанная подвеска приспосабливалась к экипажному сиденью таким образом, что сидящий на нем человек при любых наклонах экипажа оставался в вертикальном положении. В 1882 году карданная передача была использована Самуэлем Миллером на велосипеде. Ю.А.Долматовский в книге "Автомобиль за 100 лет" (1986) пишет о карданном шарнире, который впоследствии нашел широкое применение в паровых машинах: "Шарниры обеспечивали передачу вращения от закрепленной на раме паровой машины к оси, колеблющейся на рессорах (карданный шарнир, названный по имени его изобретателя итальянца Джероламо Кардано (XVI), заимствован им от устройства для установки компаса на кораблях: корабль качается на волнах, а компас остается в одном -горизонтальном - положении)" (Ю.А.Долматовский, 1986). С.Г.Гиндикин в книге "Рассказы о физиках и математиках" (2006) повествует: "Когда в 1541 г. император Карл V триумфально вошел в завоеванный Милан, ректор коллегии врачей Кардано шел рядом с балдахином.

В ответ на оказанную честь он предложил снабдить королевский экипаж подвеской из двух валов, качение которых не выведет карету из горизонтального положения (в империи Карла V дороги были дальние и плохие). Ныне такая система подвески называется карданом (карданный подвес, карданный вал, карданное сочленение) и применяется в автомобилях. Справедливость требует отметить, что. по крайней мере, в "Атлантическом кодексе" Леонардо да Винчи имеется рисунок судового компаса с карданным подвесом. Такие компасы получили распространение в первой половине Х"У1 века, по-видимому, без влияния Кардано" (Гиндикин, 2006, с.21). Библиотека - военная литература для молодёжи.




Похожие статьи:

Пьер Мопертюи (1744)
Пьер Мопертюи (1744)Пьер Мопертюи (1744) сформулировал принцип наименьшего действия в механике по аналогии с принципом наименьшего времени Ферма (1650) в оптике. С.Г.Гиндикин в книге "Рассказы о физиках и математиках" (2006) констатирует: "Использование оптики в чисто механических задачах навело на мысль попытаться выделить возможное множество траекторий для конкретной механической системы каким-нибудь условием минимальности, аналогичным принципу Ферма.

Харгривс (1764)
Харгривс (1764)Известный изобретатель Харгривс (1764) создал свою прядильную машину, получившую широкое распространение, по аналогии с одним случайным наблюдением, к которому определенным образом причастна его дочь Дженни. "Харгривс, - пишет К.В.Рыжов, - был ткач. Пряжу для него изготовляла жена, и того, что она успевала напрясть за день, было для него недостаточно. Поэтому он много думал над тем, каким образом можно было бы ускорить работу прядильщиц. Случай пришел ему на помощь.

Леонардо да Винчи - Идея воздушного винта
Леонардо да Винчи - Идея воздушного винтаИдея воздушного винта, который при вращении тянул бы летательную машину вперед по воздуху, возникла у Леонардо да Винчи по аналогии с архимедовым винтом, с помощью которого в древности подавалась вода в оросительные каналы. В.В.Гончаренко в книге "Как люди научились летать" (1986) пишет о да Винчи: "Он первый предложил использовать для летания по воздуху изобретение древнегреческого ученого Архимеда - так называемый "архимедов винт", напоминающий винтовой ... Читать

Джеймс Уатт (1788)
Джеймс Уатт (1788) Джеймс Уатт (1788) изобрел центробежный регулятор для своей паровой машины, где он обеспечивал стабильность вращения вала и позволял регулировать число оборотов двигателя, по аналогии с центробежным регулятором ветряных мельниц, в которых он применялся для автоматической регулировки зазора между жерновами (момента сопротивления) в зависимости от скорости вращения крыльев мельницы.

Меттью Вайсберг совместно с Пикаром (1779)
Меттью Вайсберг совместно с Пикаром (1779)Изобретатель Меттью Вайсберг совместно с Пикаром (1779) пришел к идее использования кривошипно-шатунного механизма в паровой машине по аналогии с применением данного механизма в токарных и строгальных станках английского изобретателя Генри Модсли и русского инженера Андрея Нартова.