А.Бэн о важной роли метода проб и ошибок в процессах научения человека

Психология, этология, лингвистика

А.Бэн о важной роли метода проб и ошибок в процессах научения человека


А.Бэн сформулировал предположение о важной роли метода проб и ошибок в процессах научения человека, при которых он осваивает новые формы поведения, руководствуясь аналогией с эволюционной теорией Дарвина, в которой предполагалось, что природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды. Т.Д.Марцинковская в книге "История психологии" (2007) пишет о Бэне: "В своих рассуждениях он впервые апеллировал к положениям эволюционной теории Дарвина, проводя аналогию между биологическими и психологическими понятиями.

Бэн доказывал, что, как природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому не сразу, но постепенно. Человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы окружающего мира, которые и закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия. Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в дальнейшем была положена американской психологией в основу объективного исследования поведения. Сочетание спонтанности (источник поведения - внутри организма) с механицизмом (отбор полезного идет путем слепого поиска) - вот наиболее характерные черты этой модели, перешедшей впоследствии от Бэна к Торндайку" (Марцинковская, 2007, с. 173).




Похожие статьи:

Р.Декарт о важной роли ассоциаций в поведении животных и человека
Р.Декарт о важной роли ассоциаций в поведении животных и человека Р.Декарт выдвинул идею о важной роли ассоциаций в поведении животных и человека по аналогии с представлением Аристотеля о важной роли ассоциаций в работе органов чувств. Другими словами, Декарт перенес понятие ассоциации, использованное Аристотелем для описания работы органов чувств, на поведение в целом.

Критика индукции со стороны К.Поппера и М.Бунге
Критика индукции со стороны К.Поппера и М.БунгеСерьезной критике индуктивный способ обработки информации подвергся со стороны Карла Поппера. В книге "Объективное знание: эволюционный подход" (2002) он пишет: "Индукция - это безнадежная путаница, а поскольку проблему индукции можно решить хотя и в отрицательном смысле, но, тем не менее, достаточно недвусмысленно, мы можем считать, что индукция не играет никакой органической роли в эпистемологии, или в методе науки и росте науки" (Поппер, 2002, с. ... Читать

Джеймс Максвелл (1859)
Джеймс Максвелл (1859) Джеймс Максвелл (1859) открыл статистический закон распределения молекул газа по скоростям по аналогии с математическим законом распределения ошибок Гаусса (1809). Максвеллу было известно, что молекул в газе очень много, число их столкновений друг с другом бесчисленно, скорость каждой молекулы различна.

Насколько реальна интуиция как механизм работы мозга? - продолжение.
Насколько реальна интуиция как механизм работы мозга? - продолжение.В огромном количестве психологических работ описываются опыты немецкого исследователя В.Келера (1925), который, изучая поведение шимпанзе по имени Султан, открыл метод решения задач, который он назвал интуитивным научением. Другими словами, В.Келер обнаружил явление инсайта (внезапного прозрения) у представителей отряда приматов. Этот инсайт, то есть мгновенное схватывание ситуации, возникал у животных, когда они пытались достат ... Читать

Д.С.Милль (1843)
Д.С.Милль (1843) Д.С.Милль (1843) выдвинул гипотезу о том, что при ассоциировании ряда простых идей возникают сложные идеи, обладающие новыми качествами, отсутствовавшие у исходных посылок, по аналогии с тем, что при соединении простых химических элементов возникают вещества со свойствами, которых нет у исходных продуктов.