Д.С.Милль (1843)

Психология, этология, лингвистика

Д.С.Милль (1843)


Д.С.Милль (1843) выдвинул гипотезу о том, что при ассоциировании ряда простых идей возникают сложные идеи, обладающие новыми качествами, отсутствовавшие у исходных посылок, по аналогии с тем, что при соединении простых химических элементов возникают вещества со свойствами, которых нет у исходных продуктов. Д.Шульц и С.Шульц в книге "История современной психологии" (2006) отмечают: "На развитие взглядов Джона Стюарта Милля значительное влияние оказало изучение химии. Именно из химии он позаимствовал модель психических процессов, альтернативную физической, механической модели, оказавшей столь сильное влияние на его отца и на все поколение эмпириков и ассоцианистов. Ведущей моделью в химии является модель синтеза.

В процессе синтеза всегда возникает некое новое качество, не сводимое к качествам исходных частей или элементов. Составленное в соответствующих пропорциях соединение водорода и кислорода - это вода, новое качество, отсутствовавшее у исходных компонентов. Аналогичные процессы происходят и при ассоциировании ряда простых идей в сложную. Милль назвал подобные процессы синтеза через ассоциацию идей ментальной химией" (Д.Шульц, С.Шульц, 1998, с.64). Об этой же аналогии пишут М.Г.Ярошевский, Е.Е.Соколова и Т.Д.Марцинковская. Е.Е.Соколова в книге "13 диалогов о психологии" (2005), выделяя характерные черты творчества Д.С.Милля, пишет: "Во-первых, это стремление рассматривать "законы духа" по аналогии не с механическими, а с химическими законами, которые утверждают, что продуктами синтеза являются некие качественно новые целостности, отличные по своим свойствам от свойств элементов, которые входят в их состав. В классическом ассоцианизме этого никак не могло быть" (Соколова, 2005, с.178). Т.Д.Марцинковская в книге "История психологии" (2007) дает такое же описание генезиса идеи Д.С.Милля: "...Благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт последний способен приобрести качества, которые отсутствовали у его исходных элементов, подобно тому, как синтез кислорода и водорода порождает обладающую совершенно новыми качествами воду. Милль считал, что такие же "химические" преобразования происходят и в области психики." (Марцинковская, 2007, с.171).




Похожие статьи:

Р.Декарт (1633)
Р.Декарт (1633) Р.Декарт (1633) разработал теоретическую схему, объясняющую функции организма животных и человека, по аналогии с принципами функционирования механических автоматов (машин). Данная аналогия Декарта оказала колоссальное влияние на развитие психологии. М.Г.Ярошевский в книге "История психологии от античности до середины 20 века" (1997) отмечает: ".Декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии" (Ярошевский, 1997, с.78). Со слов М.Г.Яроше ... Читать

Ж.М.Шарко об использовании гипноза при лечении истерии
Ж.М.Шарко об использовании гипноза при лечении истерииОдной из исходных посылок идеи Ж.М.Шарко об использовании гипноза при лечении истерии послужила обнаруженное им сходство (аналогия) между поведением истериков и людей, подвергнутых гипнотическому вздействию.

Д.Гартли (1749)
Д.Гартли (1749) Д.Гартли (1749) сформулировал идею о волновой (вибрационной) природе нервных импульсов, передающихся из одной части тела в другую и определяющей работу нервной системы, по аналогии с волновыми свойствами любого импульса в физическом мире. Д.Шульц и С.Э.Шульц в книге "История современной психологии" (1998) подчеркивают: "По мнению Исаака Ньютона, одной из основных характеристик любого импульса в физическом мире являются его волновые свойства, вибрации.

Ф.Гальтон (1869) о создании расы гениев путем искусственного отбора
Ф.Гальтон (1869) о создании расы гениев путем искусственного отбораФ.Гальтон (1869) выдвинул идею о создании расы гениев путем искусственного отбора, то есть путем целенаправленного получения потомства от одаренных родителей и ограничения рождаемости людей, не обладающих наследственным талантом, на основе аналогии. В частности, Гальтон действовал по аналогии с эффективностью естественного отбора, описанного его дядей Ч.Дарвином (1859) и приводящего к улучшению биологических свойств животных и р ... Читать

А.Бэн о важной роли метода проб и ошибок в процессах научения человека
А.Бэн о важной роли метода проб и ошибок в процессах научения человекаА.Бэн сформулировал предположение о важной роли метода проб и ошибок в процессах научения человека, при которых он осваивает новые формы поведения, руководствуясь аналогией с эволюционной теорией Дарвина, в которой предполагалось, что природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды. Т.Д.Марцинковская в книге "История психологии" (2007) пишет о Бэне: "В своих рассуждениях он впервые апеллировал к положениям эвол ... Читать