Д.Лавлок (1969)

Геология

Д.Лавлок (1969)


Д.Лавлок (1969) сформулировал предположение о том, что Земля способна регулировать свою температуру и другие планетарные параметры - состав атмосферы, уровень солености океанов и т.д., по аналогии со способностью живых организмов к саморегуляции и поддержанию постоянной температуры и других параметров своего тела. Основанием для проведения данной аналогии послужило сопоставление двух фактов: 1) Земля способна поддерживать постоянство своей температуры, 2) живые организмы также способны поддерживать постоянство своей температуры, причем они делают это за счет механизма саморегуляции. Отюда по аналогии возникал вывод, что и Земля делает это на основе механизма саморегуляции. Ф.Капра в книге "Паутина жизни" (2003) указывает: "Процесс саморегуляции является ключевым в идее Лавлока. Из астрофизики он знал, что с тех пор как на Земле зародилась жизнь, тепловое излучение Солнца повысилось на 25% и что, несмотря на это увеличение, температура поверхности Земли оставалась неизменной на уровне, благоприятном для жизни, в течение этих четырех миллиардов лет. Что если Земля способна регулировать свою температуру и другие планетарные параметры - состав атмосферы, уровень солености океанов и т.д. - точно так же, как живые организмы способны к саморегуляции и поддержанию постоянной температуры и других параметров своего тела? Лавлок понял, что эта гипотеза ведет к разрыву с традиционной наукой..." (Капра, 2003, с.120). "В 1969 году, - продолжает Ф.Капра, - Лавлок впервые представил свою гипотезу Земли как саморегулирующейся системы на научном семинаре в Принстоне. Вскоре после этого его друг, писатель, понимая, что идея Лавлока возрождает мощный древний миф, предложил название Гайя-гипотеза в честь греческой богини Земли. Лавлок с радостью принял предложение и в 1972 году опубликовал первую обширную версию своей идеи в статье под названием "Гайя: взгляд сквозь атмосферу" (там же, с.121). Поначалу неприятие научным сообществом этого нового взгляда на жизнь было столь сильным, что Лавлоку было трудно публиковать свои идеи. Авторитетные академические журналы, как "Science" и "Nature", отвергли их. В конце концов, астроном Карл Саган, который издавал "Icarus", предложил Лавлоку опубликовать его гипотезу в своем журнале. Фритатта с цукини




Похожие статьи:

Д.Лавлок (1965)
Д.Лавлок (1965)Один из патриархов мировой экологии Д.Лавлок (1965) выдвинул гипотезу о том, что Земля - это живой организм, основываясь на аналогии (сходстве) нашей планеты с живыми организмами по такому признаку, как наличие большого количества обратных связей, позволяющих системе регулировать саму себя.

Вильям Гильберт
Вильям ГильбертВильям Гильберт (1600) сформулировал гипотезу о том, что Земля является огромным магнитом, основываясь на следующей аналогии. В 1576 г. Роберт Норман открыл магнитное наклонение - стремление магнитной стрелки компаса вниз, к земле. Проверяя опыты Нормана, Гильберт экспериментирует с магнитом в виде шара и рассуждает: и Земля, и шаровой магнит геометрически подобны, оба имеют магнитные полюса и экватор, ориентация магнитной стрелки вокруг шарового магнита такая же, как и вокруг Зем ... Читать

Франсуа Мари Ампер (1820-1826)
Франсуа Мари Ампер (1820-1826)Франсуа Мари Ампер (1820-1826) сформулировал гипотезу о том, что причиной магнетизма Земли, ее способности действовать на магнитную стрелку компаса, является циркуляция электрического тока, бегущего в ее недрах с востока на запад, по аналогии со своими экспериментами.

Жан Буридан
Жан БуриданЖан Буридан (1300-1358), выдвигая свою гипотезу импетуса (которая предшествовала представлению об импульсе), интерпретировал способность тела воспринять некоторое количество этого импетуса (напора) по аналогии со способностью тела вместить некоторое количество тепла. Я.Г.Дорфман в 1-ом томе своей книги "Всемирная история физики" (2007) пишет: "Заслуживает внимания намечаемая Буриданом аналогия между способностью тела вместить некоторое количество тепла и его способностью воспринять не ... Читать

Метод историко-научной реконструкции
Метод историко-научной реконструкцииЧтобы понять, как выдающиеся люди делают открытия, на основе каких процедур и правил они выдвигают новые идеи, необходимо изучать историю науки, историю научных открытий. В свою очередь, чтобы анализировать исторические факты, раскрывающие процесс возникновения новых идей, необходимо использовать метод историко-научного исследования. В исторической науке этот метод получил название метода историко-научной реконструкции.