Альфред Вегенер (1912)

Геология

Альфред Вегенер (1912)

Альфред Вегенер (1912) пришел к идее дрейфа континентов, логически оттолкнувшись от удивительного сходства (аналогии) очертаний береговой линии континентов по разные стороны Атлантического океана. Сходство очертаний береговой линии по разные стороны Атлантики навело Вегенера на мысль о том, что в далеком прошлом Америка и Африка составляли единый материк, но затем расползлись в разных направлениях (А.Азимов, "Выбор катастроф", 2002). Вегенер сам признавался в этом: "Я пришел к этой мысли, основываясь на сходстве очертаний береговой линии, но доказательством должны служить, естественно, геологические данные" (Э.Хеллем, "Великие геологические споры", 1985). Независимо от Вегенера и задолго до него на сходство береговых линий разных материков обращали внимание Ф.Бэкон, А.Ортелий, А.Снайдер. Е.В.Кузина, О.В.Ларина и др. в книге "Энциклопедия открытий и изобретений человечества" (2006) указывают: "После открытия Колумбом Америки при составлении географических карт стали уточняться изображения американского побережья. Ученые обратили внимание на странность получившейся картины - береговые линии материков практически совпадали.

Это явление люди отметили еще на заре картографии. Об этом размышляли знаменитый английский философ Френсис Бэкон, французский мыслитель Франсуа Пласэ и др." (Кузина, Ларина и др., 2006, с.74). "Следующий шаг к открытию концепции дрейфа континентов, - пишут те же авторы, - сделал Антонио Снайдер. Снайдер в середине 19 века узнал о полном сходстве ископаемых растений каменноугольного периода палеозойской эры, найденных в Европе и Северной Америке, и стал искать причину этого. Исследователь решил, что ископаемые деревья росли в одном большом лесу, разделившемся когда-то на части. Одна половина оказалась в Европе, а другая в Америке. Сблизив на карте материки так, чтобы берега соединились, Снайдер получил единый континент" (там же, с.74).

Солянка по-татарски

Ш.Ф.Жерар (1845)
Ш.Ф.Жерар (1845) Ш.Ф.Жерар (1845) разработал классификацию органических веществ по естественным семействам, когда обратил внимание на аналогию (сходство) многих семейств (рядов) органических соединений. Е.В.Кузина, О.В.Ларина, Т.В.Титкова и О.А.Щеглова в книге "Энциклопедия открытий и изобретений человечества" (2006) пишут: "Ученые открыли, что органические соединения образуют ряды, отдельные члены этих рядов имеют много общего.

Иван Михайлович Губкин (1932) Иван Михайлович Губкин (1932)
Иван Михайлович Губкин (1932) Выдающийся русский геолог Иван Михайлович Губкин (1932) выдвинул гипотезу о существовании огромных залежей нефти в районе Западной Сибири по аналогии с наличием запасов нефти в районе Аппалачской впадины в Северной Америке (Пенсильвания, США). Основанием для проведения данной аналогии послужило сходство геологического строения Аппалачской впадины в Северной Америке и впадины (депрессии) Западной Сибири.

О.Хевисайд (1902)
О.Хевисайд (1902)О.Хевисайд (1902) предсказал существование электрически активного слоя в верхних слоях атмосферы, который экранирует радиоволны, по аналогии с экспериментами Г.Герца, в которых было обнаружено, что проводники электрического тока ведут радиоволну вдоль линии, отражая ее.

Арман Физо (1848)
Арман Физо (1848) Французский физик Арман Физо (1848) пришел к идее об изменении частоты света при движении источника света относительно наблюдателя по аналогии с эффектом изменения частоты звука при перемещении источника звука относительно наблюдателя. Данный эффект был обнаружен Кристианом Доплером в 1842 году.

Д.Рэлей - теория колебаний упругих систем
Д.Рэлей - теория колебаний упругих системД.Рэлей получил ряд важных результатов в теории колебаний упругих систем, когда по аналогии перенес в эту теорию теорему взаимности, доказанную Максвеллом и использовавшуюся в теории статически неопределимых систем. С.П.Тимошенко в книге "История науки о сопротивлении материалов" (1957) отмечает: "Широкое применение в исследовании статически неопределимых систем получили линии влияния.