Аналогия между теоремой Геделя о неполноте и принципом Берталанфи-Пригожина об открытости самоорганизающихся систем

Феномен гениальности

Аналогия между теоремой Геделя о неполноте и принципом Берталанфи-Пригожина об открытости самоорганизающихся систем


Трактовка теоремы Геделя о неполноте как принципа, запрещающего эффективное функционирование закрытых алгоритмических систем, позволяет выявить очень важную аналогию. Речь идет об аналогии между теоремой Геделя о неполноте и принципом Берталанфи-Пригожина об открытости диссипативных (самоорганизующихся) систем.

В.П.Эфроимсон и его "Генетика гениальности"

Феномен гениальности

В.П.Эфроимсон и его "Генетика гениальности"


В наше время к выяснению биологических факторов повышенной творческой активности обратился известный отечественный генетик В.П.Эфроимсон. Синтезируя разнородные знания из генетики, физиологии, психиатрии, психоанализа и социологии, Эфроимсон защищает идею о реальности природной одаренности. В книге "Генетика гениальности" (2004) ученый констатирует: "Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются.

Насколько реальна интуиция как механизм работы мозга? - продолжение 2.

Феномен гениальности

Насколько реальна интуиция как механизм работы мозга? - продолжение 2.


Можно было бы склониться к предположению об интуиции как образном мышлении, однако процесс оперирования образами в настоящее время уже практически расшифрован. Установлена аналогия между образными представлениями (репрезентациями) и образами восприятия, то есть отражением объектов внешнего мира в этом восприятии. Наиболее убедительно сходство ментальных и перцептивных образов показано в экспериментах Стивена Косслина (1974, 1978). Косслин предлагал испытуемым взглянуть на карту воображаемого острова, запомнить расположенные на нем пункты (пляж, дом, озеро).

Однояйцевые близнецы и работы Сирила Берта

Феномен гениальности

Однояйцевые близнецы и работы Сирила Берта


Ф.Гальтон одним из первых обратил внимание на возможность использования однояйцевых (монозиготных) близнецов для исследования степени наследуемости таланта. Поскольку такие близнецы имеют один и тот же генотип, то все различия в их интеллектуальном развитии по мере взросления можно объяснить влиянием окружающей среды (воспитания и образования). Особенный интерес ученые проявили к однояйцевым близнецам, которые были разлучены в раннем детстве и воспитывались в разных условиях.

Успехи обучения техническому творчеству

Феномен гениальности

Успехи обучения техническому творчеству


Возможность планомерного увеличения числа людей, занимающихся продуктивной творческой деятельностью, доказана работами Г.С.Альтшуллера и его последователей. Г.С.Альшуллер является создателем знаменитой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Проанализировав несколько тысяч технических патентов, в которых зафиксирован неоценимый опыт самых разных изобретателей, Альтшуллер выделил и сформулировал 40 принципов устранения технических противоречий, освоение и применение которых помогает успешно решать изобретательские задачи.

Насколько реальна интуиция как механизм работы мозга? - продолжение.

Феномен гениальности

Насколько реальна интуиция как механизм работы мозга? - продолжение.


В огромном количестве психологических работ описываются опыты немецкого исследователя В.Келера (1925), который, изучая поведение шимпанзе по имени Султан, открыл метод решения задач, который он назвал интуитивным научением. Другими словами, В.Келер обнаружил явление инсайта (внезапного прозрения) у представителей отряда приматов. Этот инсайт, то есть мгновенное схватывание ситуации, возникал у животных, когда они пытались достать банан, используя палки.