Критика индукции со стороны К.Поппера и М.Бунге

Феномен гениальности

Критика индукции со стороны К.Поппера и М.Бунге


Серьезной критике индуктивный способ обработки информации подвергся со стороны Карла Поппера. В книге "Объективное знание: эволюционный подход" (2002) он пишет: "Индукция - это безнадежная путаница, а поскольку проблему индукции можно решить хотя и в отрицательном смысле, но, тем не менее, достаточно недвусмысленно, мы можем считать, что индукция не играет никакой органической роли в эпистемологии, или в методе науки и росте науки" (Поппер, 2002, с.88).

Личностные особенности выдающихся ученых

Феномен гениальности

Личностные особенности выдающихся ученых


Одновременно с тестированием интеллекта развивалось научное направление, преследующее цель раскрыть природу гениальности через изучение личностных особенностей выдающихся ученых. С самого начала было обращено внимание на многочисленные свидетельства того, что успех в науке требует определенной ориентации личности, а ученые - это люди весьма специфического психологического склада. К.Кокс (1926), ученица Гальтона, выявила такие психологические предпосылки успеха в науке, как сильный характер, уверенность в своих способностях, сильная и устойчивая мотивация и т.п.

Исследования М.Розенцвейга, Э.Беннета и М.Даймонд

Феномен гениальности

Исследования М.Розенцвейга, Э.Беннета и М.Даймонд


Интересен вопрос о том, какие физиологические и биохимические изменения могут происходить в мозге животных и человека под воздействием стимулирующего окружения, то есть постоянного притока разнообразной информации. Другими словами, как внешняя среда может запускать развитие определенных структурных элементов мозга?

Результаты исследования и воспитания слепоглухонемых детей

Феномен гениальности

Результаты исследования и воспитания слепоглухонемых детей


Впечатляющим примером высокой значимости средовых влияний на формирование психики человека являются исследования отечественных педагогов И.А.Соколянского (1889-1960) и А.И.Мещерякова (1923-1974). Эти ученые на протяжении длительного времени занимались воспитанием детей, лишенных слуха, зрения и речи, в специальной школе-интернате, расположенной в подмосковном Загорске. Приступая к исследованию, они совершенно не были уверены в том, что им удастся приобщить индивидов со столь серьезными физическими дефектами к основам культуры и научить их полноценно, вполне самостоятельно мыслить и разбираться в самых сложных научных вопросах.

Насколько реальна интуиция как механизм работы мозга?

Феномен гениальности

Насколько реальна интуиция как механизм работы мозга?


На протяжении длительного времени в исследованиях, посвященных анализу творческой деятельности, подчеркивалась роль интуиции. Предполагалось, что с помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. Р.Декарт в сочинении "Правила для руководства ума" пишет: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция" .

Альтернативное тестирование

Феномен гениальности

Альтернативное тестирование


Под альтернативным тестированием мы понимаем проведение исследований, в которых испытуемым для решения предлагаются задачи, построенные несколько нестандартным способом. В этих задачах роль исходной информации (условий задачи) играют факты, на базе которых в свое время выдающиеся ученые формулировали новые идеи.