Актуальность исследования феномена гениальности

Феномен гениальности

Актуальность исследования феномена гениальности


Ученых всегда интересовал вопрос о возможностях человеческого интеллекта, о механизмах работы мозга, позволяющих ему познавать окружающий мир и свое место в этом мире, о психологических особенностях тех людей, которым удается оставить глубокий след в истории цивилизации и которых мы называем гениями.

Философская мысль давно осознала неизмеримую ценность этих людей в развитии человечества, огромную роль этих личностей в жизни общества. Трудно найти хотя бы одно научное или культурное завоевание, поднявшее цивилизацию на новую степень жизнедеятельности, которое было бы совершено без их самоотверженной работы. По существу, все научные и технические достижения, поражающие нас своим совершенством, представляют собой результат их интеллектуальных поисков и усилий. Не будет преувеличением сказать, что всякий раз, когда мы называем себя разумными существами, нам следует помнить, что именно творческие люди в значительной степени определяют наше право оценивать себя подобным образом.

Актуальность исследования проблемы гениальности обсуждается в огромном числе научных работ. Интерес к данной проблеме распространился и в область художественной литературы. Определенный стимул этому сообщила кибернетика, которая в пору своей "юности" (а юности всегда сопутствует смелость) с достаточной степенью уверенности ставила цель воспроизвести в автомате мышление гениев. Ярким примером рассмотрения незаурядных творческих способностей выдающихся людей на страницах художественного произведения является книга Ш.Алимбаева "Формула гениальности" (1983). В данной повести Ш.Алимбаев словами одного из главных персонажей констатирует: "Проблема таланта и гениальности привлекает к себе все большее и большее внимание широкой общественности. Обостренный интерес к ней, конечно, не случаен. За всю историю существования человечества люди пытались понять и объяснить величайшие творческие способности гениев. Сотни и тысячи самых больших умов всех времен и народов размышляли над этой проблемой, но так и не смогли решить ее. Несмотря на очень большие, можно сказать, фантастические достижения во всех областях науки, несмотря на великие успехи в освоении космических пространств, проблема таланта и гениальности не только продолжает оставаться наименее изученной областью естествознания, но и белым пятном в самой науке о мозге. И это несмотря на то, что естествознание всеми своими открытиями обязано именно этому колоссальному явлению человеческого духа. Человечеству оказалось гораздо легче выйти в космос и совершить множество полетов к иным планетам, чем изучить свой мозг. Настолько трудна эта задача" (Ш.Алимбаев, 1983). Несмотря на художественную форму произведения, в котором содержатся эти слова, мы вполне искренне присоединяемся к ним.

Интеллект гениев следует изучать по той простой причине, что именно они являются создателями идей, проектов и технологий - наиболее ценной продукции мирового рынка. Как заметила М.А.Холодная (1997), ссылаясь на прогноз японских футурологов, в ближайшем будущем превосходство будет на стороне тех стран, которые смогут предложить на мировом рынке многообразие идей, проектов и технологий. А в проигрыше окажутся те государства, которые не предложат мировому сообществу ничего, кроме необработанного сырья и дешевой рабочей силы.

Таким образом, исследования, преследующие цель раскрыть механизмы творчества гениев, - насущная практическая необходимость. Объективное описание принципов их мыслительной деятельности, освобождение от идей, мистифицирующих и искажающих реальную картину этой деятельности - важная задача, требующая решения.

Рассмотрим вкратце основные представления относительно природы гениальности, возникавшие по мере развития науки, сделав акцент на тех результатах исследований, которые позволяют сформулировать заключение, что гениями отнюдь не рождаются.




Похожие статьи:

В.П.Эфроимсон и его "Генетика гениальности"
В.П.Эфроимсон и его "Генетика гениальности"В наше время к выяснению биологических факторов повышенной творческой активности обратился известный отечественный генетик В.П.Эфроимсон. Синтезируя разнородные знания из генетики, физиологии, психиатрии, психоанализа и социологии, Эфроимсон защищает идею о реальности природной одаренности. В книге "Генетика гениальности" (2004) ученый констатирует: "Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рожд ... Читать

Психофизиологический субстрат гениальности
Психофизиологический субстрат гениальностиМ.Нордау в своих исследованиях подчеркивал мысль о наличии материального (нейрофизиологического) субстрата гениальности. Он считал, что однажды прогресс науки о мозге приведет к тому, что мы сумеем наделить этим субстратом каждого человека. Правда, Нордау придерживался взгляда, согласно которому выдающиеся ученые имеют больше оснований называться гениями, чем деятели искусства, поскольку первые стимулируют техническое развитие общества, тогда как вторые ... Читать

Об эволюционном происхождении человеческой логики
Об эволюционном происхождении человеческой логикиВ наше время ряд исследователей ставят вопрос о настоятельной необходимости изучения проблемы возникновения человеческой логики в ходе биологической эволюции. В частности, развернутое обоснование важности исследования этой проблемы дает В.Г.Редько. В своей книге "Эволюционная кибернетика" (2001) он отмечает: "Проблема принципиальной способности познавать природу - фундаментальная гносеологическая проблема, и она должна быть проанализирована настол ... Читать

Гениальность как помешательство
Гениальность как помешательствоВ 1864 году итальянский психиатр Ч.Ломброзо в своей известной работе "Гениальность и помешательство" выдвинул гипотезу о том, что гениальность, будучи своеобразным отклонением интеллекта от нормы, весьма похожа на определенный род психического расстройства. На основании исследования биографий большого количества знаменитых людей он пришел к выводу, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует ... Читать

Метод историко-научной реконструкции. Продолжение 2
Метод историко-научной реконструкции. Продолжение 2Ярким примером того, как выдающийся исследователь может скрывать путь, которым фактически шел к открытию, служит творчество В.Гамильтона, создателя кватернионного исчисления, открывшего множество новых теорем в геометрической оптике. Как он открыл эти теоремы? В его работах полученные результаты изложены в строгой дедуктивной форме, но историками установлено, что в действительности В.Гамильтон открывал свои теоремы путем индуктивного обобщения ч ... Читать