Низкий коэффициент интеллекта Фарадея и других ученых

Феномен гениальности

Низкий коэффициент интеллекта Фарадея и других ученых


Возникновение понятия коэффициента интеллекта IQ и успешное развитие практики тестирования, направленного на измерение этого коэффициента среди различных слоев населения, придало новые силы гипотезе Ф.Гальтона о наследственной обусловленности таланта. Собственно, сам Гальтон и разработал первые варианты тестов для измерения уровня интеллекта. Последователи этого ученого, разрабатывавшие самые различные системы тестов, были уверены, что IQ отражает уровень нашего врожденного интеллекта и не может быть увеличен. Постоянство IQ демонстрировалось в процессе повторных его измерений у одних и тех же людей, в которых якобы обнаруживалась неизменность первоначально полученного результата. Ввиду того, что в США в свое время произошло глобальное внедрение системы тестирования в школы при федеральном финансировании этой программы, периодически разгорались ожесточенные споры по поводу IQ-тестов. Одни считают, что уровень интеллекта является неизменной величиной, данной человеку при рождении, а другие полагают, что интеллектуальный уровень является изменяющейся, но не измеряемой величиной и что IQ отражает не наследственные признаки, а социальные и образовательные преимущества. В этих спорах правы, скорее всего, вторые, поскольку в ряде исследований показана возможность увеличить IQ, то есть возможность обучения успешному прохождению тестов. Следует заметить, что IQ-тесты не измеряют не только интеллект человека, но и его творческие способности. Разработчиками тестов предпринимались попытки ретроспективного тестирования деятелей науки прошлого на основе анализа их трудов, биографических и мемуарных данных. В результате применения тестов Векслера обнаружились неожиданные факты. Так, коэффициент интеллекта М.Фарадея, исходя из ретроспективного обследования по методике Векслера, оказался весьма умеренным, и никак не идущим в сравнение с КИ тех людей, которые по этой методике считаются гениальными. Низкую оценку при тестологическом обследовании получил и известный американский ученый Л.Оргелл, который внес существенный вклад в проблему возникновения первых форм жизни на Земле. Лев Мухин в книге "Планеты и жизнь" описывает следующий случай: "Два слова о блистательном специалисте в области как предбиологической химии, так и биохимии Л.Оргелле. Во время Бюраканской конференции зашел разговор о модном тогда "индексе интеллектуальности". При этом Оргелл смутился, а остальные участники беседы дружно рассмеялись. Я не мог понять, в чем дело, пока мне не объяснили, что у Оргелла один из самых низких индексов во всей Америке. Я спросил Оргелла, не ошибка ли это? Он с грустью сказал, что нет. Тогда мы все вместе дружно возмутились несовершенством метода оценки творческого потенциала ученого" (Л.Мухин, 1984).

При всей неопределенности того, какую функцию должны выполнять тесты, если продолжать их использовать в различных областях, индустрия тестирования стала подобна машине, которую нельзя остановить. М.Эренберг и О.Эренберг в книге "Развитие возможностей интеллекта" (2004) пишут об индустрии тестирования в США: "…Так или иначе, число общенациональных тестирований возросло с 5 миллионов в год (1930 г.) до 10 миллионов в год (1960 г.) и затем до 500 миллионов в год (1980 г.). Служба создания тестов для системы образования ежегодно выпускает приблизительно восемь миллионов новых версий - это составляет лишь шестую часть от общего числа создаваемых каждый год тестов - и получает за свою продукцию 94 миллиона долларов в год. Как вы видите, некоторым организациям крайне выгодно проводить IQ-тесты, так как их создание является весьма прибыльным делом. В отличие от других производств, которые предоставляют потребителю выбор: покупать или нет их продукцию, индустрия производства IQ-тестов такого выбора не дает. IQ-тесты прочно вошли в систему образования, а их результаты стали обязательной школьной оценкой" (М.Эренберг, О.Эренберг, 2004, с.220).




Похожие статьи:

Однояйцевые близнецы и работы Сирила Берта
Однояйцевые близнецы и работы Сирила БертаФ.Гальтон одним из первых обратил внимание на возможность использования однояйцевых (монозиготных) близнецов для исследования степени наследуемости таланта. Поскольку такие близнецы имеют один и тот же генотип, то все различия в их интеллектуальном развитии по мере взросления можно объяснить влиянием окружающей среды (воспитания и образования). Особенный интерес ученые проявили к однояйцевым близнецам, которые были разлучены в раннем детстве и воспитывал ... Читать

Решение проблемы, поставленной В.Г.Редько
Решение проблемы, поставленной В.Г.РедькоПовторим мысль В.Г.Редько, высказанную им в работе "Эволюционная кибернетика" (2001): "Итак, есть благородная задача - исследовать процесс эволюционного происхождения интеллекта, и попытаться разобраться, как в этом процессе возникли логические формы, обеспечивающие научное познание природы. Исследования в этом направлении могли бы способствовать естественно-научному обоснованию теории познания и упрочнению фундамента науки" (В.Г.Редько, 2001).

Изменился ли интеллект человека за сотню тысяч лет? - продолжение.
Изменился ли интеллект человека за сотню тысяч лет? - продолжение.Другой пример консервативности определенных генов нам предоставляют исследования швейцарского ученого Вальтера Геринга, который в начале 1990-х годов установил, что главная генетическая программа, определяющая формирование структур глаза, сохранилась неизменной со времен появления первого предка позвоночных и членистоногих (более 600 миллионов лет назад). Это обстоятельство выяснилось в ходе следующего эксперимента. Юрий Панчул в ... Читать

Дополнительные аргументы против положения о генетической детерминации талан ...
Дополнительные аргументы против положения о генетической детерминации талантаКогда итальянский психиатр Ч.Ломброзо формулировал представление о том, что гениальность, будучи своеобразным отклонением интеллекта от нормы, весьма похожа на определенный род психического расстройства, он совершенно проигнорировал процессуальные аспекты мышления гениев, их обычную человеческую логику, включающую те же принципы переработки информации, которые используем мы в своей повседневной практике. Когда Ф.Гальтон ... Читать

Интеллект морских млекопитающих (дельфинов)
Интеллект морских млекопитающих (дельфинов)Характерные особенности высокоорганизованного поведения дельфинов исследовались В.Келлогом и Ш.Райсом (1966). В целях выяснения возможностей дельфинов к переносу опыта было выбрано 12 пар фигур, которые дельфин различал в результате обучения; 10 пар других комбинаций тех же фигур предъявлялись дельфину в качестве новых тестовых задач для различения. В тестовых парах обе фигуры, только положительную или отрицательную, поворачивали на 90 или 180?, а в ряд ... Читать