Жан-Жак де Меран (1733, 1746)

Жан-Жак де Меран (1733, 1746)

Французский физик и математик Жан-Жак де Меран (1733, 1746) сформулировал идею о космическом происхождении полярных сияний, о том, что северное сияние вызывается действием солнечной атмосферы, когда заметил следующее совпадение (аналогию): число крупных северных сияний в среднем соответствовало числу солнечных пятен. Лилия Алексеева в статье "Сполохи над Холмогорами", которая впервые была опубликована в сборнике "Полярный круг" (1986), указывает: "Французский ученый Ж.-Ж. де Меран объяснял сияние действием солнечной атмосферы на земную. И объяснение это было не на пустом месте. Де Меран обнаружил замечательный факт: среднее число мощных сияний, скажем, за год меняется так же, как среднее число солнечных пятен. Космос отчетливо заявлял о себе!" (Л.Алексеева, 1986). Об этом же пишет Е.Н.Лебедев в книге "Ломоносов" (1990): "Французский ученый Ж. де Меран в 1733 году познакомил научные круги со своими экспериментальными исследованиями, в результате которых обнаружилась любопытная связь: число крупных северных сияний в среднем соответствовало числу солнечных пятен. И вот спустя двадцать-тридцать лет Ломоносов вспоминает о работе Ж. де Мерана" (Лебедев, 1990, с.324). Реконструкция Л.Алексеевой и Е.Лебедева согласуется с описанием А.Чижевского, который в книге "Физические факторы исторического процесса" (Калуга, 1924) отмечает: "Периодичность солнцедеятельности открыта Ф.-Швабе (1851). В среднем арифметическом период этот, как было найдено позже, равен 11 годам и, следовательно, повторяется в столетие девять раз. Были сделаны также предположения, что, кроме одиннадцатилетнего периода солнцедеятельности, существует еще и другие - большие и меньшие 11 лет. Еще Де-Меран (1746) высказал мысль о больших периодах в деятельности Солнца и в развитии полярных сияний" (А.Чижевский, 1924).

Ж.Ж. де Меран (1733)
Ж.Ж. де Меран (1733)Французский астроном и математик Ж.Ж. де Меран (1733) выдвинул предположение о способности звезд выбрасывать в окружающее пространство огромные потоки вещества, которые могли бы выглядеть как туманные пятна в небесах, по аналогии со своей идеей о потоках вещества, выбрасываемых Солнцем и вызывающих северные сияния на Земле. Впоследствии И.Кант использовал эти представления де Мерана при разработке концепции формирования звезд и планет из газопылевой туманности. В.Г.Сурдин и С ... Читать

Предположение Михаила Ломоносова (1751, 1753) об электрической природе сев ...
Предположение Михаила Ломоносова (1751, 1753) об электрической природе северных сиянийПредположение Михаила Ломоносова (1751, 1753) об электрической природе северных сияний возникло по аналогии с электрической природой молнии, установленной Б.Франклином. До Ломоносова современник Ньютона Эдмунд Галлей высказывал мысль о магнитной природе полярных сияний, исходя из того, что во время этих сияний наблюдаются значительные колебания магнитной стрелки компаса.

Михаил Ломоносов выдвинул гипотезу об электрической природе свечения кометн ...
Михаил Ломоносов выдвинул гипотезу об электрической природе свечения кометных хвостовМихаил Ломоносов выдвинул гипотезу об электрической природе свечения кометных хвостов по аналогии с идеей Б.Франклина об электрической природе молнии и по аналогии со своей же гипотезой об электрической природе северных (полярных) сияний. Е.Лебедев в книге "Ломоносов" (1990) указывает: "В природе комет и сейчас не все ясно до конца. Тем ценнее те выводы Ломоносова, которые спустя более двух веков начинают получа ... Читать

Э.Галлей
Э.ГаллейЭ.Галлей пришел к выводу о наличии связи между северными (полярными) сияниями и такими явлениями, как электричество и магнетизм, когда заметил аналогию северных сияний со свечением, возникающим при истечении электричества от сильно наэлектризованного тела, а также аналогию наклона лучей северного сияния с наклонением магнитной стрелки в области возникшего сияния.

Бенджамин Франклин (1750)
Бенджамин Франклин (1750)Бенджамин Франклин (1750) высказал идею об электрической природе молнии по аналогии с электрической природой разрядов лейденской банки, изобретенной Питером Мушенбреком в 1746 году. Именно эта аналогия заставила Франклина придумать опыт, состоящий в том, чтобы запустить в небо бумажного змея и получить электричество при попадании молнии в этого змея.