Рене Декарт

Физика

Рене Декарт


Рене Декарт построил теорию света, в которой объяснил закон преломления света и ряд других явлений, воспользовавшись, как он сам об этом говорил, минимальным количеством аналогий. М.Льоцци в книге "История физики" (1970) пишет о Декарте: "Пообещав объяснить "все" известные свойства света и вывести "все" другие свойства, он, тем не менее, заявляет, что... для его целей, т.е. для объяснения зрения и действия подзорной трубы, ему достаточно использовать две-три аналогии" (Льоцци, 1970, с.115).

Первая аналогия Декарта - это мысль о том, что световой луч находит себе дорогу подобно тому, как это делает слепой, ощупывая палкой каждый клочок земли и медленно продвигаясь вперед. Далее М.Льоцци объясняет две другие аналогии, которые использовал Декарт: "Вторая аналогия, противоречащая предыдущей, говорит о материальной природе света: как два потока виноградного сусла вытекают, не мешая друг другу, из двух отверстий в дне чана, полного винограда, так и потоки тонкой материи, исходящей из Солнца к нашим глазам, не возмущают друг друга и не возмущаются обычной материей. Третья аналогия - это аналогия Альхазена: световой луч подобен брошенному материальному телу. С помощью этих трех аналогий, используя то одну, то другую, Декарт рассматривает прямолинейное распространение света, прохождение света через прозрачные тела, отражение, рассеяние" (Льоцци, 1970, с.115). В своей теории света Декарт решил задачу о разложении скорости света на составляющие по аналогии с тем, как Алхазен разложил на составляющие скорость брошенного материального тела. Использование этой аналогии подтверждается тем, что когда Мерсенн в письме попросил Ферма дать отзыв о теории света Декарта, Ферма в своем письменном ответе упрекнул Декарта в слишком частом применении данной аналогии. М.Льоцци констатирует: "Ферма ответил, высказав в основном два замечания по методу Декарта. В первом он ставил в вину Декарту то, что тот произвольно переносит на распространение света свойства движения брошенных тел, поскольку скорость последних конечна и переменна, тогда как свет распространяется мгновенно. Во втором замечании Ферма отвергает принцип разложения движения на составляющие, которые он, как видно, не понял и к которому всегда относился с подозрением" (Льоцци, 1970, с.119).




Похожие статьи:

Гипотеза Ньютона о том, что прямолинейное распространение света свидетельст ...
Гипотеза Ньютона о том, что прямолинейное распространение света свидетельствует о его корпускулярной природеГипотеза Ньютона о том, что прямолинейное распространение света свидетельствует о его корпускулярной природе (данная гипотеза иногда называется теорией истечений), возникла у него по аналогии с прямолинейным распространением снарядов. ".Логический путь, - подчеркивает знаток истории физики Э.Мах, - который выбирают при этом различные исследователи, далеко не свободен от случайностей. Сходс ... Читать

Пьер Ферма
Пьер ФермаПьер Ферма (1650) пришел к знаменитому принципу наименьшего времени, согласно которому свет движется по пути, на прохождение которого он тратит наименьшее время, по аналогии с принципом кратчайшего пути Герона Александрийского. Идея данного принципа возникла у Ферма, когда он читал книгу по оптике де ла Шамбра.

Иоганн Бернулли (1696)
Иоганн Бернулли (1696)Иоганн Бернулли (1696) смог решить математическую задачу определения траектории движения материальной точки в поле сил, когда обнаружил аналогию между ней и задачей о распространении луча света в среде с непрерывно меняющимся показателем преломления, если последнюю решать, используя принцип Ферма.

Франческо Мариа Гримальди
Франческо Мариа ГримальдиФранческо Мариа Гримальди (1665), обнаружив новое оптическое явление - дифракцию света (отклонение светового луча при столкновении с препятствием), объяснил это явление, воспользовавшись аналогией с волнами звука и поведением волн на воде. М.Льоцци в книге "История физики" (1970) указывает: ".Гримальди пытается так объяснить это явление: как вокруг камня, брошенного в воду, образуются волны, так и препятствие, помещенное на пути пучка света, порождает в световом флюиде в ... Читать

Христиан Гюйгенс
Христиан Гюйгенс Христиан Гюйгенс (1690) склонился к мысли о волновой природе света по аналогии с волновой природой звука и колебаний на поверхности воды, возникающих от брошенного камня. ".Логический путь, который выбирают при этом различные исследователи, - пишет физик Э.Мах, - далеко не свободен от случайностей.