М.Фарадей (1846, 1851)

М.Фарадей (1846, 1851)

М.Фарадей (1846, 1851) высказал гипотезу о существовании электромагнитных волн, то есть предположение о волновой природе электромагнитных возмущений и конечной скорости их распространения, по аналогии с распространением волн на воде. А.Т.Филиппов в книге "Многоликий солитон" (1990) пишет: "Фарадей уже при жизни стал знаменитым ученым, и о нем и его работах написаны многие исследования и популярные книги. Однако мало кто и сегодня знает, что Фарадей серьезно интересовался волнами на воде.

Не владея математическими методами, известными Коши, Пуассону и Остроградскому, он очень ясно и глубоко понимал основные идеи теории волн на воде. Размышляя о распространении электрического и магнитного полей в пространстве, он попытался представить себе этот процесс по аналогии с распространением волн на воде. Эта аналогия, видимо, и привела его к гипотезе о конечности скорости распространения электрических и магнитных взаимодействий и о волновом характере этого процесса" (Филиппов, 1990, с.27). Другой посылкой идеи Фарадея была аналогия с распространением света. Эта аналогия усиливалась эффектом вращения плоскости поляризации света в магнитном поле, открытым Фарадеем в 1845 году. Отталкиваясь от волновой теории света, разработанной Гюйгенсом (1690), Юнгом (1801) и Френелем (1815), Фарадей решил, что магнитные колебания также имеют волновую природу, причем магнитные волны распространяются поперечно, как и свет. "Поиски новой формы, - пишет Д.К.Самин, - привели ученого к становлению важной идеи поперечных магнитных колебаний, распространяющихся, как и свет, с конечной скоростью. Но это и есть центральная идея электромагнитной теории света - мысль, возникшая еще в 1832 году" (Д.К.Самин, "100 великих научных открытий", 2006). Идея электромагнитных волн и электромагнитного поля индуктивно подсказывалась также Фарадею явлением поляризации железных опилок, расположенных рядом с магнитом. Это явление было известно еще Джованне Батисте Порте (1538-1615), который обнаружил его в одном из опытов. М.Льоцци в книге "История физики" (1970) подчеркивает: "Порте мы обязаны также опытом с железными опилками, образующими "бороду" у магнитных полюсов, что следует рассматривать как первое наблюдение магнитного поля" (Льоцци, 1970, с.65). М.Фарадей высказал идею о существовании электромагнитных волн в одном из своих писем, которое он запечатал в конверт и просил прочитать более чем через 100 лет. В.Карцев в книге "Приключения великих уравнений" (1986) цитирует это письмо Фарадея, написанное в 1832 году и прочитанное только в 1938 году: "Я пришел к заключению, что на распространение магнитного воздействия требуется время, которое, очевидно, окажется весьма незначительным. Я полагаю также, что электрическая индукция распространяется точно таким же образом. Я полагаю, что распространение магнитных сил от магнитного полюса похоже на колебания взволнованной водной поверхности. По аналогии я считаю возможным применить теорию колебаний к распространению электрической индукции, - писал он на основании далеко идущих аналогий между электромагнитной индукцией, светом и звуком" (Карцев, 1986, с.163).

М.Фарадей о связи между электричеством и светом
М.Фарадей о связи между электричеством и светомМ.Фарадей пришел к выводу о связи между электричеством и светом, отталкиваясь от аналогии, обнаруженной Д.Гершелем и состоящей в том, что отклонение магнитной стрелки под действием электрического тока (открытие Эрстеда) очень похоже на вращение плоскости поляризации светового луча в кристаллах (открытие Араго).

Хендрик Лоренц предсказал эффект Зеемана
Хендрик Лоренц предсказал эффект ЗееманаХендрик Лоренц предсказал эффект Зеемана (факт изменения спектральных линий вещества под влиянием магнитного поля) по аналогии с эффектом Фарадея (фактом вращения плоскости поляризации света в магнитном поле).

Д.Максвелл (1861)
Д.Максвелл (1861)Д.Максвелл (1861) сформулировал идею об электромагнитной природе света, обратив внимание на сходство (аналогию) значения квадратного корня из произведения диэлектрической и магнитной проницаемости эфира и значения скорости света в пустоте. Значение квадратного корня из произведения диэлектрической и магнитной проницаемости эфира определили известные физики, современники Максвелла В.Вебер и Ф.Кольрауш. Величину скорости света в пустоте определил в первом приближении Ремер, а во в ... Читать

Франческо Мариа Гримальди
Франческо Мариа ГримальдиФранческо Мариа Гримальди (1665), обнаружив новое оптическое явление - дифракцию света (отклонение светового луча при столкновении с препятствием), объяснил это явление, воспользовавшись аналогией с волнами звука и поведением волн на воде. М.Льоцци в книге "История физики" (1970) указывает: ".Гримальди пытается так объяснить это явление: как вокруг камня, брошенного в воду, образуются волны, так и препятствие, помещенное на пути пучка света, порождает в световом флюиде в ... Читать

Д.Пойнтинг ашел уравнения переноса энергии электромагнитных волн
Д.Пойнтинг ашел уравнения переноса энергии электромагнитных волнД.Пойнтинг независимо от Н.А.Умова нашел уравнения переноса энергии электромагнитных волн по аналогии с исследованиями Осборна Рейнольдса, который сумел вычислить перенос энергии волнами жидкости (гидродинамическими волнами).