М.Фарадей о связи между электричеством и светом

М.Фарадей о связи между электричеством и светом

М.Фарадей пришел к выводу о связи между электричеством и светом, отталкиваясь от аналогии, обнаруженной Д.Гершелем и состоящей в том, что отклонение магнитной стрелки под действием электрического тока (открытие Эрстеда) очень похоже на вращение плоскости поляризации светового луча в кристаллах (открытие Араго).

М.Льоцци в книге "История физики" (1970) описывает исходные посылки вывода Фарадея: "Большое влияние на него оказали идеи Джона Гершеля, который в отклонении магнитной стрелки под действием тока видел спиралевидную симметрию, аналогичную вращению плоскости поляризации светового луча при его прохождении через некоторые тела" (Льоцци, 1970, с.274). Другой посылкой идеи М.Фарадея о связи между электричеством и светом послужили "Письма к немецкой принцессе", написанные Л.Эйлером (1768). В этих "Письмах" Эйлер говорит об этой связи и о линиях распространения физических сил, заимствуя ряд положений из творчества М.Ломоносова. В.М.Дуков в статье "Развитие теории электромагнитного поля в трудах русских физиков до опытов Герца" (УФН, 1953, апрель) указывает: "Научный метод Фарадея безусловно имеет много общего с творчеством великого Ломоносова. И эта связь не случайна. П.С.Кудрявцев в "Истории физики" справедливо замечает, что "в исследованиях Фарадея живо чувствуется влияние "Писем" Эйлера. которые были одной из книг, оказавших сильное влияние на молодого Фарадея. Но так как воззрения Эйлера примыкали к ломоносовским, то можно установить замечательную преемственность: Ломоносов-Эйлер-Фарадей". Материалистическое мировоззрение объединяет этих ученых, и этим обусловлена плодотворность их научных результатов. Не случайно Фарадей при обосновании концепции силовых линий обращался к тому месту "Писем", где, по существу, изложена Эйлером ломоносовская эфирная теория электричества. В третьем томе "Экспериментальных исследований" Фарадей приходит к выводу, что "линии сил имеют физическое существование". При этом он делает в сноске характерное замечание: "Смотри точку зрения Эйлера на расположение магнитных сил; также на магнитную жидкость, или эфир и его истечение" и отсылает к письмам 62 и 63" (В.М.Дуков, УФН, 1953).

М.Ломоносов о возможном существовании связи между световыми и электрическим ...
М.Ломоносов о возможном существовании связи между световыми и электрическими явлениямиМ.Ломоносов склонился к заключению о возможном существовании связи между световыми и электрическими явлениями по аналогии с наличием связи между электричеством и молнией, установленной Б.Франклином. Выражением этой связи М.Ломоносов считал возможное различие характера преломления света в обычном стекле и в наэлектризованном стекле. Однако сам М.Ломоносов не смог поставить эксперимент, который обнаружил бы это р ... Читать

М.Фарадей (1838)
М.Фарадей (1838)М.Фарадей (1838) сформулировал свою теорию диэлектрической поляризации, объясняющую влияние диэлектрика на емкость конденсатора, по аналогии с теорией магнетизма Пуассона и теорией электролитического действия Гротгуса. М.Льоцци в книге "История физики" (1970) отмечает: "Авогадро в 1806 г. предположил, что молекулы непроводящего тела поляризуются под воздействием заряженного проводника. Но Фарадей, по-видимому, не знал этой работы Авогадро и руководствовался двумя аналогиями: теор ... Читать

М.Фарадей (1846, 1851)
М.Фарадей (1846, 1851) М.Фарадей (1846, 1851) высказал гипотезу о существовании электромагнитных волн, то есть предположение о волновой природе электромагнитных возмущений и конечной скорости их распространения, по аналогии с распространением волн на воде. А.Т.Филиппов в книге "Многоликий солитон" (1990) пишет: "Фарадей уже при жизни стал знаменитым ученым, и о нем и его работах написаны многие исследования и популярные книги. Однако мало кто и сегодня знает, что Фарадей серьезно интересовался в ... Читать

Хендрик Лоренц предсказал эффект Зеемана
Хендрик Лоренц предсказал эффект ЗееманаХендрик Лоренц предсказал эффект Зеемана (факт изменения спектральных линий вещества под влиянием магнитного поля) по аналогии с эффектом Фарадея (фактом вращения плоскости поляризации света в магнитном поле).

Д.Максвелл (1864)
Д.Максвелл (1864)Д.Максвелл (1864) сформулировал идею о существовании тока смещения (о возникновении магнитного поля при изменении электрического поля) по аналогии с существованием электромагнитной индукции М.Фарадея, открытой в 1831 году. Об этом достаточно аргументировано пишет историк науки А.Н.Вяльцев в книге "Открытие элементарных частиц" (1981).