Луи Навье (1822)

Луи Навье (1822)

Луи Навье (1822) использовал молекулярный подход и принцип виртуальных перемещений при выводе уравнения движения вязкой жидкости по аналогии с использованием данного подхода и принципа виртуальных перемещений при выводе уравнений теории упругости. А.Т.Григорьян и И.Б.Погребысский в книге "История механики с конца 18 века до середины 20 века" (1972) пишут: "Первый шаг в создании гидродинамики вязкой жидкости был сделан Навье в мемуаре 1822 г.

Навье развил молекулярный подход, аналогичный примененному им при выводе уравнений теории упругости, но осложненный учетом движения среды. В качестве основной гипотезы он (следуя, вообще говоря, Ньютону) принял пропорциональность дополнительной силы взаимодействия молекул (при их движении) скорости их сближения или расхождения" (Григорьян, Погребысский, 1972, с.66). "Используя, как и во второй половине мемуара о деформируемом твердом теле, принцип виртуальных перемещений и ограничившись рассмотрением несжимаемой жидкости, - поясняют Григорьян и Погребысский, - Навье получил уравнение движения во вполне современной форме." (там же, с.66). Суть молекулярных представлений Навье, использованных им в теории упругости и перенесенных в гидродинамику, заключается в следующем. А.Т.Григорьян и И.Б.Погребысский указывают: "Навье рассматривает упругое тело как бы состоящим из системы "материальных молекул", между которыми действуют силы притяжения и обязанные теплоте силы отталкивания. В "естественном состоянии" тела эти силы взаимодействия уравновешены. Деформация же тела внешними силами вызывает смещение молекул и возникновение дополнительных сил взаимодействия между каждой парой молекул." (там же, с.48). Навье был не единственным исследователем, который обратил внимание на аналогию между теорией упругости и гидродинамикой. По свидетельству Григорьяна и Погребысского, "Ж.Буссинеск и Кельвин установили аналогию между задачами о кручении стержней и задачами о движении жидкости в трубах" (там же, с.277).

Иоганн Цельнер (1872) - закон гравитационного взаимодействия
Иоганн Цельнер (1872) - закон гравитационного взаимодействияИоганн Цельнер (1872) сформулировал закон гравитационного взаимодействия, зависящий от скорости взаимодействующих тел, по аналогии с законом Вебера (1845) для потенциала. Франсуа Тиссеран (1872) сформулировал практически такой же закон гравитационного притяжения, в котором сила притяжения зависит не только от масс притягивающихся тел, но и от их скорости, по аналогии с законом электродинамического взаимодействия Гаусса (1935), где сила ... Читать

Луи Лагранж (1788)
Луи Лагранж (1788)Луи Лагранж (1788) пришел к идее о необходимости ввести принцип виртуальных скоростей (принцип возможных перемещений) в динамику по аналогии с эффективным использованием данного принципа в статике. Основанием для переноса данного принципа из статики в динамику явилась формулировка в динамике "принципа Даламбера", позволяющего сводить задачи динамики к задачам статики.

Ж.Буссинеск и А.Гринхилл
Ж.Буссинеск и А.ГринхиллЖ.Буссинеск и А.Гринхилл решили ряд задач в гидродинамике благодаря обнаружению аналогии между математическим аппаратом гидродинамики и других разделов науки. М.В.Жигалов в статье "Методы понижения порядка дифференциальных уравнений механики деформированного твердого тела" (журнал "Вестник Саратовского государственного технического университета", 2006, выпуск 2, № 1 (11)) указывает: Существует несколько аналогий между задачами о кручении и гидродинамическими задачами в тр ... Читать

Лаплас построил теорию капиллярности
Лаплас построил теорию капиллярностиЛаплас построил теорию капиллярности в результате того, что по аналогии перенес в нее концепцию Бошковича, согласно которой между двумя мельчайшими частицами при некоторых значениях расстояния действуют силы притяжения, а при других значениях расстояния - силы отталкивания. С.Пуассон перенес концепцию Бошковича в теорию упругости. С.П.Тимошенко в книге "История науки о сопротивлении материалов" (1957) указывает: "Еще со времени Ньютона существовало убеждение в ... Читать

Гельмгольц (1866)
Гельмгольц (1866) Гельмгольц (1866) построил теорию гидродинамических вихрей, то есть теорию вихревого движения жидкости, по аналогии с электродинамикой и теорией упругости. Он разложил движение элементарного объема жидкости на: а) поступательное, б) движение растяжения-сжатия, в) вращательное по образцу с таким же разложением движения в теории упругости.