Эммануэль Сведенборг о том, что полоса Млечного Пути соответствует некоторому особому направлению (оси) распределения звездных масс

Астрономия

Эммануэль Сведенборг пришел к мысли о том, что полоса Млечного Пути соответствует некоторому особому направлению (оси) распределения звездных масс по аналогии с правильным, закономерным распределением мельчайших частиц железа относительно магнита. Сведенборг очень много занимался изучением магнитных явлений, поэтому такая аналогия была для него вполне естественной. А.И.Еремеева в книге "Астрономическая картина мира и ее творцы" (1984) указывает: "В 18 веке магнитную концепцию природы Млечного Пути предложил Э.Сведенборг. В наше время идея быстро вращающейся молодой звезды, которая своим магнитным полем увлекает окружающую ионизованную материю, нашла применение уже на совершенно ином уровне, в планетной космогонии Ф.Хойла" (Еремеева, 1984, с.69). "В основу космологической картины мира, -поясняет А.И.Еремеева, -Сведенборг положил идею, согласно которой все явления и процессы в природе независимо от масштабов должны подчиняться некоторым общим принципам. Занимаясь особенно много изучением магнитных явлений, он считал, что правильное распределение мельчайших частиц материи относительно магнита должно проявляться и в распределении колоссальных космических тел - солнц. Отсюда он сделал вывод, что полоса Млечного Пути должна соответствовать некоторому особому направлению, относительно которого упорядочены звезды. Это направление понималось им как "ось" системы звезд (аналогично оси магнита), либо как ее экватор" (там же, с.97). Кыстыбый с картофельным пюре

Иммануил Кант (1755)
Иммануил Кант (1755)Иммануил Кант (1755) высказал идею о вращении Млечного Пути и других космических туманностей, руководствуясь четырьмя аналогиями. Во-первых, Кант по аналогии опирался на исследования П.Мопертюи, который связал эллиптическую форму космических туманностей с их вращением. Во-вторых, Кант отталкивался от аналогии с вращением спутников Сатурна.

Томас Райт (1742, 1750)
Томас Райт (1742, 1750) Томас Райт (1742, 1750) сделал вывод о вращении звезд вокруг общего центра тяготения, воспользовавшись той же аналогией, что и Мопертюи с Кантом, а именно аналогией с вращением планет Солнечной системы. Существенную роль в формулировке данного вывода Райта сыграло то, что ему были известны некоторые открытия Эдмунда Галлея, книга астронома В.Уистона, в которой описывался закон всемирного тяготения Ньютона, а также гипотеза Ньютона о том, что в случае конечности Вселенной ... Читать

Пьер Мопертюи (1698-1759)
Пьер Мопертюи (1698-1759)Пьер Мопертюи (1698-1759) высказал идею о вращении космических туманностей (галактик) по аналогии с вращением планет Солнечной системы. Основанием для проведения этой аналогии послужило то, что орбиты планет Солнечной системы имеют эллиптическую форму, и такую же форму Мопертюи обнаружил у далеких космических туманностей. Этот вывод Мопертюи оказал сильное влияние на Иммануила Канта при разработке им небулярной гипотезы, в которой постулируется, что планеты образовались ... Читать

Джордано Бруно
Джордано БруноДжордано Бруно сформулировал идею о множественности миров, подобных Солнечной системе, по аналогии с философскими представлениями Николая Кузанского, согласно которым никакое тело не может быть центром Вселенной, поскольку она бесконечна.

Жорж Луи Леклерк Бюффон (1749)
Жорж Луи Леклерк Бюффон (1749)Жорж Луи Леклерк Бюффон (1749) создал свою космогоническую гипотезу, согласно которой планеты образовались из вещества Солнца, в связи с чем первоначально они были раскаленными светящимися телами, но затем постепенно остыли, по аналогии с исследованиями В.Уистона, Г.Лейбница, П.Мопертюи.