Пьер Мопертюи (1698-1759)

Астрономия

Пьер Мопертюи (1698-1759)

Пьер Мопертюи (1698-1759) высказал идею о вращении космических туманностей (галактик) по аналогии с вращением планет Солнечной системы. Основанием для проведения этой аналогии послужило то, что орбиты планет Солнечной системы имеют эллиптическую форму, и такую же форму Мопертюи обнаружил у далеких космических туманностей. Этот вывод Мопертюи оказал сильное влияние на Иммануила Канта при разработке им небулярной гипотезы, в которой постулируется, что планеты образовались из солнечного вещества, находившегося в состоянии вращательного (вихревого) движения. А.И.Еремеева в книге "Астрономическая картина мира и ее творцы" (1984) пишет о Мопертюи: "В сочинении 1742 г. "Рассуждение о фигуре звезд" он рассмотрел проблему маленьких светлых пятен на небе, или туманных звезд, использовав новые списки таких объектов Гевелия и Галлея (явно по статье Дерхэма 1733 г.). Как писал позднее Кант об этом сочинении Мопертюи, именно оно обратило его внимание на "звездные туманности... которые имеют форму более или менее открытых эллипсов" и что сам Мопертюи "считает их большими светящимися массами, которые сплющились от чрезвычайно сильного вращения". Этот второй вывод. был правильным и оказал сильное влияние на Канта при разработке им своей космологической концепции" (Еремеева, 1984, с.95). Свинина в клюквенном соусе

Иммануил Кант (1755)
Иммануил Кант (1755)Иммануил Кант (1755) высказал идею о вращении Млечного Пути и других космических туманностей, руководствуясь четырьмя аналогиями. Во-первых, Кант по аналогии опирался на исследования П.Мопертюи, который связал эллиптическую форму космических туманностей с их вращением. Во-вторых, Кант отталкивался от аналогии с вращением спутников Сатурна.

Томас Райт (1742, 1750)
Томас Райт (1742, 1750) Томас Райт (1742, 1750) сделал вывод о вращении звезд вокруг общего центра тяготения, воспользовавшись той же аналогией, что и Мопертюи с Кантом, а именно аналогией с вращением планет Солнечной системы. Существенную роль в формулировке данного вывода Райта сыграло то, что ему были известны некоторые открытия Эдмунда Галлея, книга астронома В.Уистона, в которой описывался закон всемирного тяготения Ньютона, а также гипотеза Ньютона о том, что в случае конечности Вселенной ... Читать

Жорж Луи Леклерк Бюффон (1749)
Жорж Луи Леклерк Бюффон (1749)Жорж Луи Леклерк Бюффон (1749) создал свою космогоническую гипотезу, согласно которой планеты образовались из вещества Солнца, в связи с чем первоначально они были раскаленными светящимися телами, но затем постепенно остыли, по аналогии с исследованиями В.Уистона, Г.Лейбница, П.Мопертюи.

Пьер Мопертюи (1744)
Пьер Мопертюи (1744)Пьер Мопертюи (1744) сформулировал принцип наименьшего действия в механике по аналогии с принципом наименьшего времени Ферма (1650) в оптике. С.Г.Гиндикин в книге "Рассказы о физиках и математиках" (2006) констатирует: "Использование оптики в чисто механических задачах навело на мысль попытаться выделить возможное множество траекторий для конкретной механической системы каким-нибудь условием минимальности, аналогичным принципу Ферма.

Ж.Ж. де Меран (1733)